Социальное значение и некоторые проявления экономической деятельности доминирующего религиозного института: римско-католическая церковь Франции
DOI:
https://doi.org/10.24412/1995-042X-2022-1-45-56Ключевые слова:
Франция, Римско-католическая церковь, социальная ответственность, экономическая деятельность, религиозная организацияАннотация
Предмет исследования – проявление в условиях функционирования модели государственно-церковных отношений, принятых во Франции, социальной роли и экономической деятельности доминирующего религиозного института страны – национальной Римско-католической Церкви (РКЦФ). Гипотеза исследования: РКЦФ, несмотря на секулярные тенденции в европейском обществе и иные факторы, лимитирующие ее влияние на современном этапе, остается значимым в обществе Франции религиозным институтом, оказывающим существенное влияние на социально-экономическое развитие страны и ее отдельных регионов. Обосновывается культурообразующая роль РКЦФ в стране, с опорой на анализ в динамике исходных статистических данных, касающихся степени активности участия населения в религиозных таинствах и обрядах. Раскрываются характер, направления и основные способы реализации деятельности РКЦФ, связанной с ее социальной ответственностью. Среди них ключевыми на современном этапе выступают борьба с последствиями пандемии COVID-19; мероприятия, направленные на адаптацию мигрантов, оказание финансовой, консультативной и иных видов помощи нуждающимся слоям населения. Делается вывод о том, что не имея статуса государственного религиозного института, РКЦФ во многом за счет собственных средств дублирует социальные функции государства, осуществляя виды деятельности с области социальной ответственности в направлениях, наиболее актуальных для развития общества. На основании результатов расчета значения коэффициента территориальной концентрации/диверсификации подтверждается, культовая инфраструктура РКЦФ (приходы) размещена по территории страны равномерно, что создает возможность всем желающим принять участие в культовых обрядах и мероприятиях, не связанных с культовой деятельностью, а нуждающимся – воспользоваться многочисленными ресурсами, предлагаемыми на приходах РКЦФ. Результаты исследования могут быть использованы органами государственной власти и управления при разработке и внедрении мероприятий, связанных с церковно-государственными отношениями.
Скачивания
Библиографические ссылки
Abdul’manova, E. S. (2016). Ekonomika i religiya: problema vzaimosvyazi i vzaimovliyaniya [Economics and religion: the problem of interrelationship and mutual influence]. Ekonomika i socium [Economy and society], 31(12-1), 43-48. (In Russ.).
Bestaeva, I. M., & Kodzaeva, L. S. (2019). Innovacionnoe napravlenie v regional'noj ekonomike – religioznyj turizm (na primere Respubliki Severnaya Osetiya-Alaniya) [Innovative direction in the regional economy - religious tourism (on the example of the Republic of North Ossetia-Alania)]. Ekonomika, sociologiya i parvo [Economics, Sociology, and Law], 2, 4-8. (In Russ.).
Veselova, A. R., & Goluenko, T. A. (2018). Gosudarstvenno-cerkovnye otnosheniya vo Francii i Germanii: sravnitel'nyj analiz [State-Church Relations in France and Germany: A Comparative Analysis]. Gorizonty obrazovaniya [Horizons of education], 20, 2-4. (In Russ.).
Lavrovskij, B. L. (2009). Indikatory variacii v regional'nyh issledovaniyah [Indicators of variation in regional studies]: training manual. Novosibirsk: Publishing house of NSTU. (In Russ.).
Osipov, E. A. (2018). Svetskoe obrazovanie v usloviyah rasprostraneniya religii. Primer Francii [Secular education in the context of the spread of religion. The example of France]. Politika i obshchestvo [Politics and Society], 2, 66-73. (In Russ.).
Trofimov, S. V. (2019). Svetskoe obshchestvo: mazhoritarnaya religiya v men'shinstve [Secular society: majoritarian religion in the minority]. Sociologiya religii v obshchestve pozdnego moderna [The sociology of religion in late modern society], 8, 66-76. (In Russ.).
Chernega, V. N. (2016). Franciya v poiskah otveta na islamistskuyu ugrozu [France in search of a response to the Islamist threat]. Aktual'nye problemy Evropy [Current Issues in Europe], 3, 93-114. (In Russ.).
Balabeikina, O. A., Kuznetsova, J. A., & Yankovskaya, A. A. (2020). The role of a religious institution in the developing and functioning of social and economic sphere (the case of the Roman Catholic Church of the Philippines). Servis v Rossii i za rubezhom [Services in Russia and Abroad], 14(3), 57-68. doi: 10.24411/1995-042X-2020-10304.
Balabeikina, O. A., Yankovskaya, A. A., & Gavrilova, K. S. (2020). The social responsibility of religious institutions: case of the evangelical Lutheran church of Sweden. Service plus, 14(3), 85-93. doi: 10.24411/2413-693X2020-10310.
Balabeikina, О. А., & Yankovskaya, А. А. (2021). Social'naya otvetstvennost' religioznyh organizacij (Na primere gosudarstvennoj hristianskoj cerkvi Anglii) [Social responsibility of religious organizations (On the example of the State Christian Church of England)]. Mirovaya ekonomika i mezhdunarodnye otnosheniya [World Economy and International Relations], 65(3), 130-138. doi: 10.24411/2413-693X-2020-10310.
Karam, A. (2016). The Role of Religious Actors in Implementing the UN's Sustainable Development Goals. The ecumenical review, 68(4), 365-377. doi: 10.1111/erev.12241.
Kettell, S. (2019). Social Capital and Religion in the United Kingdom. In: Manuel P., Glatzer M. (Eds). Faith-Based Organizations and Social Welfare. Palgrave Studies in Religion, Politics, and Policy. London: Palgrave Macmillan.
Kettell, S. (2019). Do We Need a ‘Political Science of Religion’? Political Studies Review, 14(2). 210-222. doi:10.1111/1478-9302.12068.
Liutikas, D. (2015). In search of miracles: Pilgrimage to the miraculous places. Tourism Review, 70(3), 197-213. doi: 10.1108/TR-08-2013-0046.
Lois-González, R. C., & Santos, X. M. (2015). Tourists and pilgrims on their way to Santiago. Motives, Caminos and final destinations. Journal of Tourism and Cultural Change, 13(2), 149-164. doi: 10.1080/14766825.2014.918985.
Manuel, P. Ch., & Glatzer, M. (2019). Faith-Based Organizations and Social Welfare: Associational Life and Religion in Contemporary Western Europe. London: Palgrave Macmillan.
Molodikova, I. N., Lyalina, A. V., & Emelyanova, L. L. (2018). Contacts with Diasporas and Diaspora Organizations as a Key to a Successful Migrant Integration Policy in the EU. Baltic Region, 10(3), 58-79. doi: 10.5922/2079-8555-2018-3-4.
Moulinet, Ph. (2015). L'Islam et l'esprit français: La réalité muhammadienne. Beyrouth: Dar Albouraq. (In Fr.).
Ravet, B. (2017). Principal de college ou Imam de la République? Paris: Kero.
Ribberink, E., Achtenberg, P., & Houtman, D. (2017). A post-secular turn in attitudes towards religion? Anti-religiosity and anti-Muslim sentiment in Western Europe. Rassegna Italiana di Sociologica, 58(4), 803-830. doi: 10.1423/88795.
Rogers, M. (2018). Does religion always help the poor? Variations in religion and social class in the west and societies in the global south. Palgrave Communications, 4(1), 73. doi: 10.1057/s41599-018-0135-3.
Vidino, L. (2017). The Muslim Brotherhood in Austria. Washington: George Washington University.
Загрузки
Опубликован
Как цитировать
Выпуск
Раздел
Лицензия
Copyright (c) 2022 Балабейкина О.А., Попова Е.В., Малинин Е.А.
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial-ShareAlike» («Атрибуция — Некоммерческое использование — На тех же условиях») 4.0 Всемирная.